Курс методики обучения биологии является завершающим в цикле психолого-педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта для педагогических вузов, поэтому предполагает опору на имеющиеся у студентов знания в данных образовательных областях, а также на биологические знания. В связи с этим в каждой теме лекционного курса в предлагаемую программу введена рубрика «Межпредметные связи».
Программа является общей для всех отделений подготовки учителя биологии, осваивается в течение двух семестров и предусматривает проведение двух контрольных работ по теоретическим вопросам методики обучения биологии, а также промежуточного контроля знаний и умений после усвоения методик обучения отдельных разделов школьной биологии. При составлении вопросов для контрольных работ, зачетов, семестрового экзамена, а также экзамена государственной аттестации необходимо руководствоваться перечнем требований к специалисту, изложенным в государственном образовательном стандарте. При оценке знаний и умений студентов во время зачёта и экзамена используется уровневый подход. Первый уровень предполагает теоретические знания по методике обучения биологии. Для его выявления студент должен пройти тестовый контроль с использованием компьютера. Прохождение компьютерного контроля дает основание оценить знания студентов на удовлетворительную оценку. Второй уровень выявляется путем устного опроса. Студент должен показать глубокие теоретические системные знания: изложить историю вопроса, его современное состояние, пути решения рассматриваемой проблемы. Третий уровень – творческий. Вопросы для него составлены так, что студент, понимая актуальные проблемы современного школьного биологического образования, может аргументировано предложить пути их разрешения, отстоять свою точку зрения.
Важным звеном в системе методической подготовки является учебно-полевая практика по методике обучения биологии и педагогическая практика. Они строятся по специальным программам и проводятся в сроки, определяемые учебным планом. Некоторые вопросы теоретического курса рекомендуется включить в содержание этих практик. Например, вопросы о материальной базе преподавания биологии, внеклассной работе, системе дополнительного эколого-биологического образования можно перенести в программу летней полевой практики по методике и включить в содержание педагогической практики в школе; материал о средствах обучения биологии – в содержание лабораторно-практических занятий.
- Учитель: Кабаян Наталия Владимировна
- Записанные студенты: На этот курс пока не записан ни один студент
Курс методики обучения биологии является завершающим в цикле психолого-педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта для педагогических вузов, поэтому предполагает опору на имеющиеся у студентов знания в данных образовательных областях, а также на биологические знания. В связи с этим в каждой теме лекционного курса в предлагаемую программу введена рубрика «Межпредметные связи».
Программа является общей для всех отделений подготовки учителя биологии, осваивается в течение двух семестров и предусматривает проведение двух контрольных работ по теоретическим вопросам методики обучения биологии, а также промежуточного контроля знаний и умений после усвоения методик обучения отдельных разделов школьной биологии. При составлении вопросов для контрольных работ, зачетов, семестрового экзамена, а также экзамена государственной аттестации необходимо руководствоваться перечнем требований к специалисту, изложенным в государственном образовательном стандарте. При оценке знаний и умений студентов во время зачёта и экзамена используется уровневый подход. Первый уровень предполагает теоретические знания по методике обучения биологии. Для его выявления студент должен пройти тестовый контроль с использованием компьютера. Прохождение компьютерного контроля дает основание оценить знания студентов на удовлетворительную оценку. Второй уровень выявляется путем устного опроса. Студент должен показать глубокие теоретические системные знания: изложить историю вопроса, его современное состояние, пути решения рассматриваемой проблемы. Третий уровень – творческий. Вопросы для него составлены так, что студент, понимая актуальные проблемы современного школьного биологического образования, может аргументировано предложить пути их разрешения, отстоять свою точку зрения.
Важным звеном в системе методической подготовки является учебно-полевая практика по методике обучения биологии и педагогическая практика. Они строятся по специальным программам и проводятся в сроки, определяемые учебным планом. Некоторые вопросы теоретического курса рекомендуется включить в содержание этих практик. Например, вопросы о материальной базе преподавания биологии, внеклассной работе, системе дополнительного эколого-биологического образования можно перенести в программу летней полевой практики по методике и включить в содержание педагогической практики в школе; материал о средствах обучения биологии – в содержание лабораторно-практических занятий.
- Учитель: Кабаян Наталия Владимировна
- Записанные студенты: На этот курс пока не записан ни один студент
Целью изучения дисциплины является формирование системы профессиональных знаний, опыта организации и осуществления обучения, воспитания и развития подрастающего поколения средствами школьного предмета биологии; усвоение методологии и методов научного поиска в области методики обучения биологии; развитие у студентов интереса к избранной профессии.
Задачи дисциплины:
· определение образовательных и воспитательных задач обучения
биологии в средней школе;
· освоение содержания и структуры учебного предмета биологии;
· определение объема знаний по каждому разделу, их воспитательное значение, разработка системы биологических знаний, определение содержания политехнического образования в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта;
· ознакомление с инновационными подходами в обучении биологии;
· выбор наиболее целесообразных методов, приемов и форм организации учебного процесса;
· ознакомление с учебно-воспитательной работой по биологии в средней школе, с материальной базой этой дисциплины;
· теоретическая и практическая разработка задач содержания, организации и методов внеклассной и внешкольной работы по биологии;
· освоение особенностей организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования.
Основной образовательной программой предусмотрено единство теоретической и практической подготовки студентов, но каждый вид занятий решает специфические задачи.
Лекционный курс – теоретическая основа содержания дисциплины, знакомит студентов с исходными, фундаментальными положениями и общими закономерностями методики обучения биологии в школе, с методологией исследования в данной образовательной области. В логике построения и содержания лекционного курса предусмотрено их соответствие основным принципам обучения, в том числе фундаментальности, междисциплинарности, историзма, а также отражение в курсе методики обучения биологии современных достижений методической науки и передового педагогического опыта.
Система практических занятий курса обеспечивает связь теоретических знаний с практикой. Целью лабораторно-практических занятий является освоение методики преподавания отдельных разделов школьного курса биологии. В процессе этой работы проводится ознакомление студентов с конкретными темами школьной программы, с техникой и методикой школьного эксперимента, с организацией и методикой проведения уроков, практических занятий и экскурсий, а также апробация инновационных педагогических технологий.
Самостоятельная работа студентов, осваивающих курс методики обучения биологии, строится с учётом принципа сознательности и активности обучаемых при консультативной и контролирующей роли преподавателя. Система заданий по методике обеспечивает формирование профессиональных умений и навыков по реализации основных функций учителя биологии. Самостоятельные работы открывают возможность индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к студентам при разработке заданий различной степени сложности; способствуют вовлечению студентов в учебно-исследовательскую творческую деятельность в области теории и практики методики обучения биологии. Курсовая работа по методике обучения биологии – одна из форм организации самостоятельной учебной работы студентов и предусмотрена учебным планом основной образовательной программы специальности. Студентом при выборе темы учитываются реальные условия выполнения, а также направления исследований, осуществляемых научными руководителями – методистами вуза. В связи с этим представленный список тем курсовых работ по методике обучения биологии является примерным, а список литературы не следует считать исчерпывающим. Студент в ходе поиска самостоятельно подбирает дополнительную литературу, составляет библиографию, работает с базой данных Интернет. Курсовое исследование может стать основой для подготовки выпускной квалификационной работы студентом-выпускником вуза.
Курс методики обучения биологии является завершающим в цикле психолого-педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта для педагогических вузов, поэтому предполагает опору на имеющиеся у студентов знания в данных образовательных областях, а также на биологические знания. В связи с этим в каждой теме лекционного курса в предлагаемую программу введена рубрика «Межпредметные связи».
- Учитель: Кабаян Наталия Владимировна
- Записанные студенты: На этот курс пока не записан ни один студент
В стремительно изменяющихся условиях развития среднего школьного образования остро встала проблема подготовки учителей, отвечающих новым требованиям общества, умеющих организовывать образовательный процесс с учётом потребностей, интересов и возможностей учеников. Современной школе нужен творчески работающий учитель, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, основными компонентами которых являются знания основ науки преподаваемого предмета, методики его преподавания, а также психолого-педагогическая компетентность.
Курс методики обучения биологии занимает центральное место в системе методической подготовки будущего учителя биологии к профессиональной деятельности. В ходе изучения дисциплины студенты осваивают теоретические и методологические основы методической науки, содержание школьной биологии, формы и методы обучения и воспитания, оборудование и средства учебной работы. Методика биологии устанавливает закономерности обучения биологии. При этом она рассматривает процесс исторического развития школьного опыта преподавания биологии, связанные с ним методические идеи, а также современное состояние обучения биологии в общеобразовательной школе
Целью изучения дисциплины является формирование системы профессиональных знаний, опыта организации и осуществления обучения, воспитания и развития подрастающего поколения средствами школьного предмета биологии; усвоение методологии и методов научного поиска в области методики обучения биологии; развитие у студентов интереса к избранной профессии.
Задачи дисциплины:
· определение образовательных и воспитательных задач обучения
биологии в средней школе;
· освоение содержания и структуры учебного предмета биологии;
· определение объема знаний по каждому разделу, их воспитательное значение, разработка системы биологических знаний, определение содержания политехнического образования в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта;
· ознакомление с инновационными подходами в обучении биологии;
· выбор наиболее целесообразных методов, приемов и форм организации учебного процесса;
· ознакомление с учебно-воспитательной работой по биологии в средней школе, с материальной базой этой дисциплины;
· теоретическая и практическая разработка задач содержания, организации и методов внеклассной и внешкольной работы по биологии;
· освоение особенностей организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования.
- Учитель: Кабаян Наталия Владимировна
- Записанные студенты: На этот курс пока не записан ни один студент