Методика обучения биологии 8 семестр

Курс методики обучения биологии является завершающим в цикле психолого-педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта для педагогических вузов, поэтому предполагает опору на имеющиеся у студентов знания в данных образовательных областях, а также на биологические  знания. В связи с этим  в каждой теме лекционного курса  в предлагаемую программу введена рубрика «Межпредметные связи».  

Программа является общей для всех отделений подготовки учителя биологии, осваивается в течение  двух семестров и предусматривает проведение двух контрольных работ по теоретическим вопросам методики обучения биологии, а также промежуточного контроля знаний и умений после усвоения методик обучения отдельных разделов школьной биологии. При составлении вопросов для  контрольных работ, зачетов, семестрового экзамена, а также экзамена государственной аттестации необходимо руководствоваться перечнем требований к специалисту, изложенным в государственном образовательном стандарте. При оценке знаний и умений студентов во время зачёта и экзамена используется уровневый подход.  Первый уровень предполагает теоретические знания по методике обучения биологии. Для его выявления  студент должен пройти тестовый  контроль  с  использованием компьютера. Прохождение  компьютерного контроля дает основание  оценить  знания студентов на удовлетворительную оценку. Второй  уровень  выявляется  путем  устного  опроса. Студент  должен  показать глубокие  теоретические системные знания: изложить историю вопроса, его современное состояние, пути  решения  рассматриваемой  проблемы. Третий уровень – творческий. Вопросы для него составлены так, что студент, понимая актуальные проблемы современного школьного биологического образования, может аргументировано  предложить пути их разрешения, отстоять свою точку зрения. 

Важным звеном в системе методической подготовки является учебно-полевая практика по методике обучения биологии и педагогическая практика. Они строятся по специальным программам и проводятся в сроки, определяемые учебным планом. Некоторые вопросы теоретического курса рекомендуется включить в содержание этих практик. Например, вопросы о материальной базе преподавания биологии,  внеклассной работе, системе дополнительного эколого-биологического образования  можно перенести в программу летней полевой практики по методике и включить в содержание  педагогической практики в школе;  материал о средствах обучения биологии – в содержание лабораторно-практических  занятий.  


Методика обучения биологии 7 семестр

Курс методики обучения биологии является завершающим в цикле психолого-педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта для педагогических вузов, поэтому предполагает опору на имеющиеся у студентов знания в данных образовательных областях, а также на биологические  знания. В связи с этим  в каждой теме лекционного курса  в предлагаемую программу введена рубрика «Межпредметные связи».  

Программа является общей для всех отделений подготовки учителя биологии, осваивается в течение  двух семестров и предусматривает проведение двух контрольных работ по теоретическим вопросам методики обучения биологии, а также промежуточного контроля знаний и умений после усвоения методик обучения отдельных разделов школьной биологии. При составлении вопросов для  контрольных работ, зачетов, семестрового экзамена, а также экзамена государственной аттестации необходимо руководствоваться перечнем требований к специалисту, изложенным в государственном образовательном стандарте. При оценке знаний и умений студентов во время зачёта и экзамена используется уровневый подход.  Первый уровень предполагает теоретические знания по методике обучения биологии. Для его выявления  студент должен пройти тестовый  контроль  с  использованием компьютера. Прохождение  компьютерного контроля дает основание  оценить  знания студентов на удовлетворительную оценку. Второй  уровень  выявляется  путем  устного  опроса. Студент  должен  показать глубокие  теоретические системные знания: изложить историю вопроса, его современное состояние, пути  решения  рассматриваемой  проблемы. Третий уровень – творческий. Вопросы для него составлены так, что студент, понимая актуальные проблемы современного школьного биологического образования, может аргументировано  предложить пути их разрешения, отстоять свою точку зрения. 

Важным звеном в системе методической подготовки является учебно-полевая практика по методике обучения биологии и педагогическая практика. Они строятся по специальным программам и проводятся в сроки, определяемые учебным планом. Некоторые вопросы теоретического курса рекомендуется включить в содержание этих практик. Например, вопросы о материальной базе преподавания биологии,  внеклассной работе, системе дополнительного эколого-биологического образования  можно перенести в программу летней полевой практики по методике и включить в содержание  педагогической практики в школе;  материал о средствах обучения биологии – в содержание лабораторно-практических  занятий.  

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ  6 семестр

    Целью изучения дисциплины является формирование системы профессиональных знаний, опыта организации и осуществления обучения, воспитания и развития подрастающего поколения средствами школьного предмета биологии; усвоение  методологии и методов научного поиска в области методики обучения биологии; развитие  у студентов интереса к избранной профессии.

Задачи дисциплины:

·        определение образовательных и воспитательных задач обучения

     биологии в средней школе;

·        освоение содержания и структуры учебного предмета биологии; 

·        определение  объема  знаний по каждому разделу, их воспитательное значение, разработка системы биологических знаний, определение содержания политехнического образования в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта;

·        ознакомление с инновационными подходами в обучении биологии;

·        выбор наиболее целесообразных методов, приемов и форм организации учебного процесса;

·        ознакомление с учебно-воспитательной работой по биологии в средней школе, с материальной базой этой дисциплины;

·        теоретическая и практическая разработка задач содержания,  организации и методов внеклассной и внешкольной работы по биологии;

·        освоение особенностей организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования.

    Основной образовательной программой  предусмотрено единство теоретической и практической подготовки студентов, но каждый вид занятий решает специфические задачи.

   Лекционный курс – теоретическая основа содержания дисциплины, знакомит студентов с исходными, фундаментальными положениями и общими закономерностями  методики обучения биологии в школе, с методологией исследования в данной образовательной области.  В логике построения и содержания лекционного курса предусмотрено их соответствие основным принципам обучения, в том числе фундаментальности, междисциплинарности, историзма, а также отражение в курсе методики обучения биологии современных  достижений методической науки и передового педагогического опыта.

    Система практических занятий  курса обеспечивает связь  теоретических знаний с практикой. Целью лабораторно-практических занятий является освоение методики  преподавания отдельных разделов школьного курса биологии. В процессе этой работы проводится ознакомление студентов с конкретными темами школьной программы, с техникой и методикой школьного эксперимента, с организацией и методикой проведения уроков, практических занятий и экскурсий, а также апробация инновационных педагогических  технологий. 

    Самостоятельная работа студентов, осваивающих курс методики обучения биологии, строится с учётом принципа сознательности и активности обучаемых при консультативной и контролирующей роли преподавателя. Система заданий по методике обеспечивает формирование  профессиональных умений и навыков по реализации основных функций учителя биологии. Самостоятельные работы открывают возможность индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к студентам при разработке заданий различной степени сложности; способствуют вовлечению студентов в учебно-исследовательскую творческую деятельность в области теории и практики методики обучения биологии. Курсовая работа по методике обучения биологии – одна из форм организации самостоятельной учебной работы студентов и предусмотрена учебным планом основной образовательной программы специальности. Студентом при выборе темы учитываются реальные условия выполнения, а также  направления исследований, осуществляемых научными руководителями – методистами вуза. В связи с этим представленный список тем курсовых работ по методике обучения биологии является примерным, а список литературы не следует считать исчерпывающим. Студент в ходе поиска самостоятельно подбирает дополнительную литературу,  составляет библиографию, работает с базой данных Интернет. Курсовое исследование может стать основой для подготовки выпускной квалификационной работы студентом-выпускником вуза.

Курс методики обучения биологии является завершающим в цикле психолого-педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта для педагогических вузов, поэтому предполагает опору на имеющиеся у студентов знания в данных образовательных областях, а также на биологические  знания. В связи с этим  в каждой теме лекционного курса  в предлагаемую программу введена рубрика «Межпредметные связи».  

Методика обучения биологии 3 курс 5 семестр

В стремительно изменяющихся условиях развития среднего школьного образования остро встала проблема подготовки учителей, отвечающих новым требованиям общества, умеющих организовывать образовательный процесс с учётом потребностей, интересов и возможностей учеников. Современной школе нужен творчески работающий учитель, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, основными компонентами которых являются знания основ науки преподаваемого предмета, методики его преподавания, а также психолого-педагогическая компетентность.

    Курс методики обучения биологии занимает центральное место в системе методической подготовки  будущего учителя биологии к профессиональной деятельности. В ходе изучения дисциплины студенты осваивают теоретические и методологические основы методической науки, содержание школьной биологии, формы и методы обучения и воспитания, оборудование и средства учебной работы.   Методика биологии устанавливает закономерности обучения биологии. При этом она рассматривает процесс исторического развития школьного опыта преподавания биологии,  связанные с ним методические идеи, а также современное состояние обучения биологии в общеобразовательной школе

    Целью изучения дисциплины является формирование системы профессиональных знаний, опыта организации и осуществления обучения, воспитания и развития подрастающего поколения средствами школьного предмета биологии; усвоение  методологии и методов научного поиска в области методики обучения биологии; развитие  у студентов интереса к избранной профессии.

Задачи дисциплины:

·        определение образовательных и воспитательных задач обучения

     биологии в средней школе;

·        освоение содержания и структуры учебного предмета биологии; 

·        определение  объема  знаний по каждому разделу, их воспитательное значение, разработка системы биологических знаний, определение содержания политехнического образования в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта;

·        ознакомление с инновационными подходами в обучении биологии;

·        выбор наиболее целесообразных методов, приемов и форм организации учебного процесса;

·        ознакомление с учебно-воспитательной работой по биологии в средней школе, с материальной базой этой дисциплины;

·        теоретическая и практическая разработка задач содержания,  организации и методов внеклассной и внешкольной работы по биологии;

·        освоение особенностей организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования.