Б1.В.ОД.6 Инновационные  образовательные технологии в области естественнонаучного образования  направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Естественнонаучное образование»

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций

Выпускник  должен обладать следующими    компетенциями

способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);

Показателями компетенций являются:

       -  иметь представление о современных технологиях обучения биологии

-          знать – основные концепции, теории в биологии, отражение их в содержании школьного курса биологии; приложение общих концепций и выводов науки к конкретным задачам преподавания; понять логическую структуру школьного предмета биологии; научные основы построения  учебников для школы в соответствии с задачами развития и совершенствования  образования в целом и биологического образования в частности;

-          уметь – осуществлять анализ школьного курса биологии с точки зрения  современной науки; исторический анализ развития содержания биологического образования; определить дидактическую целесообразности отбора учебного материала и определить его учебно-воспитательное воздействие на учащихся;

-          приобрести навыки анализа и оценки существующих школьных  учебных программ и учебников для реализации их в профессиональной деятельности; овладеть навыками научного анализа учебников и книг для внеклассного чтения;

-           владеть, иметь опыт поисковой творческой деятельности; определять место учебника в системе обучения и устанавливать взаимосвязь (взаимозависимость) с другими учебными средствами; овладеть методикой работы с учебником на уроке и при выполнении учащимися различных видов самостоятельных работ вне урока.

Преддипломная  практика   Бакалавр

1.      Цели преддипломной практики

 

освоение студентами научно-исследовательской, научно-производственной, природоохранной деятельности, углубление знаний, полученных в вузе; приобретение, закрепление практических навыков профессиональной деятельности; подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.

2.      Задачи  преддипломной практики

Задачами преддипломной практики являются:

- освоение научно-исследовательской работы;

- проведение мониторинговых исследований по изучению влияния инновационных образовательных программ и моделей двигательной активности на жизнедеятельность детского организма, здоровье учащихся;

- осуществление биомониторинга и биологического контроля состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее;

- охрана природы;

- освоение методов лабораторных исследований;

-   обработка результатов экспериментальных исследований;

- обобщение и оформление результатов исследовательского поиска, составление таблиц, диаграмм, графиков;

- проведение анализа и обсуждение результатов исследований, формулировка выводов;

- оформление результатов исследования для публикаций, выступлений на научных конференциях;

- отбор материала для подготовки квалификационной работы.

 

3.      Место преддипломной практики в структуре ООП специальности 06.03.01 Биология.

Преддипломная практика является одним из  видов учебной работы студентов, формирующих навыки научно-исследовательской деятельности. Преддипломная практика  базируется на всем изученном материале направления подготовки. В процессе прохождения практики студент закрепляет свои профессиональные навыки и умения самостоятельно  и квалифицированно работать по избранной специальности, собирает и проводит первичную обработку материала для дипломного проектирования согласно выданному  индивидуальному заданию и заявленной теме. Преддипломная практика, проводимая в соответствии с требованиями Государственного образовательного  стандарта направления 06.03.01 Биология, обеспечивает соответствие уровня теоретической подготовки  практической направленности в системе обучения и будущей деятельности выпускника.

В результате прохождения практики студент должен:
ознакомиться с: различными видами деятельности, связанными с освоением основных компетенций;

уметь: в ходе практики приобретать новые знания, используя современные технологии;

-использовать современные методы обработки информации;

-экспериментально проверить выдвинутую гипотезу научного поиска;

-правильно организовать и провести эксперимент;

-провести статистическую обработку полученных в результате эксперимента результатов;

и получить навыки: научно-исследовательской деятельности.

 

 

 

4.      Формы проведения преддипломной практики:

-установочная конференция,

-проведение экспериментальной работы,

-обработка результатов,

-работа с литературой,

-оформление отчетной документации.

 

5. Место и время проведения преддипломной практики.

Реализация задач практики обеспечивается на базе научных подразделений факультета естествознания: учебно-исследовательской лаборатории «Физиология развития ребенка» при АГУ, в лаборатории «Биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных РА», на базе Зоологического музея АГУ, Ботанического сада, лаборатории иммунологии, агробиостанции. Собранный студентами на практике материал служит основой для выполнения выпускной квалификационной работы (дипломного проекта). Содержание материала зависит от темы выпускной работы.

Согласно учебному плану преддипломную практику студенты IV курса отделения «Биология» факультета естествознания проходят в течение 2 недель.

 

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики.

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-7);

Учебная практика по  методике обучения биологии

1. Цели учебной практики: совершенствование профессиональной подготовки  учителя биологии, освоение методик организации исследовательской деятельности у школьников, на экологической тропе,  ботаническом саду, во время проведения экскурсий, формирование у студентов готовности к решению задач  экологического воспитания школьников.

2. Задачи учебной  практики

Задачами учебной практики выработать мотивы учебно-исследовательской деятельности студентов;

обучить студентов алгоритму научного исследования;

сформировать опыт выполнения индивидуальных заданий.

Будущие учителя биологии должны:

уметь спланировать и организовать работу на учебно-опытном пришкольном участке (ботаническом саду АГУ);

уметь проводить  опытническую работу со школьниками, организовать фенологические наблюдения;

освоить методы натуралистической работы

изучить методику экскурсионной работы;

научиться составлять коллекции и раздаточный материал;

организовать экологический практикум школьников.

3. Место учебной  практики в структуре ООП бакалавриата  учебная  практика по методике обучения биологии базируется на материале предметов:

 «Общая биология»,  «Психология» и «Педагогика» соответственно и одноименного курса  «Методика обучения биологии». Данная практика является пропедевтической к изучению дисциплины «Методика обучения биологии» и готовить студентов педагогического профиля к педагогической практике в школе и подготовке выпускной бакалаврской квалификационной работы. 

 

Б1.Б.3.5 Методика обучения биологии  44.03.05 Педагогическое образование профиль химия, профиль биология 3 курс

Рабочая программа дисциплины «Методика обучения биологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ФГОС 3+ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль химия, география, профиль биология

Рабочая программа дисциплины  «Методика обучения биологии» представляет собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных, методических и организационных условий подготовки  по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Б1.Б.3.5 Методика обучения биологии

     Рабочая программа дисциплины «Методика обучения биологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ФГОС 3+ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль химия, география, профиль биология

Рабочая программа дисциплины  «Методика обучения биологии» представляет собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных, методических и организационных условий подготовки  по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль химия и география с биологией
Б1.В.ДВ.17.01 Современные технологии обучения биологии  Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

«Современные технологии обучения биологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ФГОС 3+ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование 

Дисциплина входит в блок 1 и является дисциплиной по выбору для изучения.

Ключевые слова: современные технологии, обучение, учебный процесс, содержание образования, школьные программы, школьный учебник.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций

·                     способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

 

Показателями компетенций являются:

 знать – основные концепции, теории в биологии, отражение их в содержании школьного курса биологии; приложение общих концепций и выводов науки к конкретным задачам преподавания; понять логическую структуру школьного предмета биологии; научные основы построения  учебников для школы в соответствии с задачами развития и совершенствования  образования в целом и биологического образования в частности;

-          уметь – осуществлять анализ школьного курса биологии с точки зрения  современной науки; исторический анализ развития содержания биологического образования; определить дидактическую целесообразности отбора учебного материала и определить его учебно-воспитательное воздействие на учащихся;

-          приобрести навыки анализа и оценки существующих школьных  учебных программ и учебников для реализации их в профессиональной деятельности; овладеть навыками научного анализа учебников и книг для внеклассного чтения;

-           владеть, иметь опыт поисковой творческой деятельности; определять место учебника в системе обучения и устанавливать взаимосвязь (взаимозависимость) с другими учебными средствами; овладеть методикой работы с учебником на уроке и при выполнении учащимися различных видов самостоятельных работ вне урока.


Общая биология (Кабаян Н.В., Кабаян О.С.)
Научные основы школьного курса биологии