Выбрать курс для регистрации →
Выбор курса для регистрации
Ниже представлены курсы. Пожалуйста ознакомьтесь с аннотациями курсов и выберите один из них для прохождения. Свой выбор можно корректировать до 9 сентября до 17:00.Внимание!
После завершения регистрации изменить свой выбор уже будет невозможно. Если после истечения срока вы не успели выбрать курс, то вы будете распределены на один из курсов в случайном порядке, без возможности изменения.Автор: О.В. Агошкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма.
Аннотация:
Курс «Организация долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами» познакомит студентов с основными теоретическими и практическими аспектами системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Целью реализации курса «Организация долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами» является формирование профессиональных компетенций студентов, необходимых для выполнения профессиональной деятельности: формирование представлений об организации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, осуществление поддержки каждого человека, имеющего дефицит самообслуживания, частично или полностью утратившего способность к самостоятельному уходу и медико-социальной работы по гуманизации среды при кризисных ситуациях, в том числе в паллиативе.
В результате освоения курса студент будет способен:
- к оказанию социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- социально-психологических услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- к предоставлению социально-правовых услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- к предоставлению услуг в целях повышения коммуникативного потенциала гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Примерный тематический план курса.
Раздел 1. Основные принципы и специфика долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
- Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами: определение понятия, организация и основные проблемы осуществления, роль социальной службы в долговременном уходе.
- Нормативно-правовые основы социального сопровождения граждан пожилого возраста и инвалидов в системе долговременного ухода.
Раздел 2. Уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению.
- Основы ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Особенности организма и заболевания граждан пожилого возраста и инвалидов.
- Психологические, социальные и духовные аспекты социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Раздел 3. Основные принципы, организация, специфика и стандарты паллиативной медицинской и психологической помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам.
- Современные представления о паллиативной помощи населению. Основные принципы, организация, специфика и стандарты паллиативной медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам.
- Психологические, социальные и духовные аспекты паллиативной медицинской помощи.
Авторы: Е.А. Акулова, доцент кафедры английской филологии; Е.А. Долуденко, доцент кафедры английской филологии; Б.Н. Ахиджак доцент кафедры английской филологии.
Аннотация:
Одна из главных целей изучения иностранных языков - возможность общения с людьми из разных стран. Сегодня становится очевидно, что высокого уровня владения коммуникативными навыками (говорение, чтение, аудирование и письмо) для этого недостаточно.
Сложная обстановка в мире сегодня показывает, что людям из разных стран порою трудно общаться не из-за слабого знания языка собеседника, а из-за того, что они являются представителями разных культур, таким образом, процесс коммуникации можно представить, как «диалог культур», что обусловливает проектирование обучающих курсов, ориентированных на овладение кросс-культурной компетентностью или культурной грамотностью, предполагающей формирование:
- навыков и умений толковать и сравнивать разные культуры;
- способности толерантного отношения к представителям иных культур;
- эмпатии (способность увидеть себя на месте другого человека);
- трансспекции (умение мыслить и чувствовать так, как это делает другой человек, ассоциировать себя с ним, принимая как свои его убеждения и верования, уважение чужих точек зрения, традиций и культур, готовность к мирному разрешению конфликтов);
- умения предотвращать конфликты культур;
- умения выявлять, изменять или устранять возможные барьеры в рамках межкультурной коммуникации;
- умения пересматривать и изменять свои оценки чужой культуры;
- умения принимать знания об иноязычной культуре, чтобы более глубоко познавать свою культуру;
- способности определить свое место в целом спектре культур, способность к культурной самоидентификации.
Примерный тематический план курса.
Раздел 1 Кино как явление культуры и средство выражения культурных смыслов Раздел 1. (2 часа) Кино в пространстве кросс-культурных коммуникаций. Кинематограф как транслятор культурно-национальной идеи. Особенности кино. Жанры кино. Художественные приемы. Влияние фильмов на современную культуру: почему кино – это не только развлечение.
|
Авторы: Е.А. Акулова, доцент кафедры английской филологии; Е.А. Долуденко, доцент кафедры английской филологии; Б.Н. Ахиджак доцент кафедры английской филологии.
Аннотация:
Элективный курс «Межкультурная коммуникация без барьера: говорить, слышать, понимать» предназначен для студентов любых специальностей. Курс разработан с учетом потребностей в изучении процессов коммуникации вообще и межкультурной коммуникации в частности в процессе подготовки конкурентноспособных мобильных специалистов, востребованных на рынке труда в условиях глобализации.
Курс может читаться как на русском, так и на английском языке.
Примерный тематический план курса.
Раздел 1
Межкультурная коммуникация как особый вид коммуникации
Лекция 1 (2 часа). Межкультурная коммуникация как особый вид коммуникации. Культура и культурные различия. Метафоры культуры. Национальные образы мира. Культурная идентичность и национальный характер.
Практикум (4 часа) по теме «Межкультурная коммуникации как особый вид коммуникации»
Раздел 2
Диалог культур и проблема неудач в межкультурной коммуникации
Лекция 3 (2 часа). Особенности вербальной и невербальной коммуникации в культурном контексте. Стереотипы восприятия и общения. Межкультурные конфликты и пути их преодоления.
Практикум (4 часа) по теме «Диалог культур и проблема неудач в межкультурной коммуникации»
Раздел 3
Межкультурная коммуникация в профессиональной сфере
Лекция 4 (2 часа) Межкультурная коммуникация в профессиональной среде. Западная и восточная культурные парадигмы в деловой сфере. Процессы культурной адаптации на рабочем месте. Проблемы политкорректности и языкового такта. Выражение эмоций. Скрытые трудности речепроизводства и коммуникации.
Практикум (4 часа) по теме «Межкультурная коммуникация в профессиональной сфере»
Раздел 4
Межкультурная коммуникация и перевод
Лекция 5 (2 часа) Глобализация и языковое посредничество. Роль английского языка в преодолении этнокультурных различий. Перевод как звено двуязычной опосредованной коммуникации. Локализация и кастомизация перевода.
Практикум (4 часа) по теме «Межкультурная коммуникация и перевод»
Автор: Шехмирзова Анджелика Мухарбиевна, доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики;
Аннотация:
Междисциплинарный курс "Soft skills успешной профессиональной деятельности" ориентирован на ознакомление обучающихся с комплексом основных "гибких" навыков, имеющих возросшую популярность в сфере высшего российского образования в связи с востребованностью рынком труда; их развитие и оценивания уровня сформированности.
Освоение дисциплины обеспечит понимание обучающимися значимости надпрофессиональных /мягких /гибких навыков для успешного решения профессиональных и жизненных задач.
В содержании данного курса дисциплины отобраны наиболее востребованные современными работодателями soft skills, в числе которых: навыки личной эффективности, тайм-менеджмента, целеполагания, работы с информацией и принятия решений, управления стрессом и развития уверенности в себе, управление конфликтами, лидерские, управленческие, коммуникативные, командные навыки, а также навыки разных форм мышления: стратегического, системного, критического, креативного, проектного, без которых все перечисленные не могут быть развиты эффективно.
Дисциплина предусматривает активные и интерактивные образовательные технологии, тренинги на занятиях, что сделает их интересными и полезными для дальнейшего успешного трудоустройства и построения карьеры, в целом, счастливой жизни.
Автор: Я. О. Демонова, кандидат социологических наук
Аннотация:
Джентельменский минимум гибких навыков. Курс способствует формированию гибких навыков у студентов, которыми они смогут пользоваться как в учебной деятельности, так и в профессиональной. Студенты смогут освоить социально-психологические инструменты по быстрой адаптации, выбору стратегии поведения в команде, саморефлексии, разрешению конфликтных ситуаций, управлению негативными эмоциями, созданию и продвижению личного бренда, диджитал этикету.
Примерный тематический план курса |
|
---|---|
Наименование разделов (тем) дисциплины |
Краткое описание разделов (тем) дисциплины
|
Коммуникативная компетентность |
Как выглядеть убедительно в коммуникации. Как поддерживать контакт с собеседниками. Как выстроить аргументацию в ходе коммуникации. Что мешает нам говорить убедительно? Как говорить увлекательно? Практика: 7 шагов, чтобы спроектировать свою успешную коммуникацию. Практика: что такое хороший питч? |
Личный бренд |
Что такое личный бренд и для чего он нужен современному человеку? Актуальное состояние медиа поля и его основные опасности. Что нужно знать о медиа инструментах и совремепнной аудитории. Практика: как пользоваться медиапространством? |
Адаптивность |
Что такое адаптивность, чем она отличается от адаптации и почему это важно? Социально-психологическая адаптация. Практика: лайфхаки для повышения адаптивности, лайфхаки для физиологической самоадаптации. Практика: а не самозванец ли я? |
Развитие команды |
Стадии развития группы/команды. Траектория развития участника команды. Работа с методикой Р.М. Белбина «Командные роли». |
Стресс-менеджмент |
Что такое конфликт и зачем он нужен? Причины и виды конфликтов. Стили поведения в конфликте. Практика: работа с методикой Лазаруса «Способы совладеющего поведения» и отработка алгоритма выбора стратегии поведения в конфликте. Лайфхаки как вести себя максимально экологично. |
Эмоциональный интеллект |
Что такое эмоциональный интеллект? Модели эмоционального интеллекта. Практика по развитию эмоционального интеллекта. Практика «колесо эмоций». Практика «поза супергероя». |
Диджитал этикет |
Что такое диджитал этикет. Основные правила диджитал этикета о которых стоит помнить всегда. |
Искусство применения гибких навыков |
Как и где эффективно использовать гибкие навыки. Практика: работа с методикой «Колесо скиллов» |
Автор: Д.З. Хашхова, ассистент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма
Краткое описание (аннотация) курса.
Курс «Таланты и одаренность: от выявления до сопровождения» познакомит студентов с основными теоретическими и практическими аспектами выявления и поддержки одаренных детей и подростков. Данный курс предполагает освоение комплексных знаний о теории и практике организации деятельности с одаренными детьми и подростками, их сопровождении и поддержке.
В результате изучения данного курса у студентов будут сформированы общие представления о сущности и содержании понятия «таланты» и «одаренность», определится социально-психологический портрет талантливого ребенка, раскроются факторы развития одаренности, а также сформирована готовность к взаимодействию с одаренными детьми и подростками. Каждый раздел направлен на включение студента в каждую из представленных форм познавательной активности – учение, практику.
В ходе изучения курса предполагается работа с сотрудниками центра выявления и поддержки одаренных детей, которые имеют практический опыт взаимодействия с данной категорией детей и подростков.
Форма овладения знаниями будет разнообразной – от лекций специалистов с практическим опытом работы с одаренными детьми и подростками до интерактивов.
Примерный тематический план курса.
Раздел 1. Феномен одаренности.
Тема 1. Одаренность: от истории к реалиям.
Тема 2. Состояние проблемы одаренности в современном мире.
Раздел 2. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
Тема 1. Наследственность и социальная среда.
Тема 2. Психологические механизмы саморазвития личности.
Раздел 3. Социальный портрет одаренного ребенка.
Тема 1. Социально-психологические особенности одарённых детей и подростков.
Тема 2. Типология одаренных детей и подростков.
Раздел 4. Формирование готовности к взаимодействию с одаренными детьми и подростками.
Тема 1. Педагог и одаренные дети.
Тема 2. Родители и одаренные дети.
.
Авторы: Кубов Нарт Чиназович, Шхачемуков Рустам Махмудович
Аннотация:
Дисциплина посвящена истории самого загадочного биологического вида на планете – Homo sapiens sapiens. В один курс мы попытались уместить историю всех хайлайтов и фейлов человечества, все самое дерзкое из деяний людских и все самое бессмысленное в одной подборке от Нарта Чиназовича и Рустама Махмудовича, только для вас, на подмостках Адыгейского государственного университета. Мы предлагаем тебе переосмыслить природу человеческих убеждений и заблуждений на нашей открытой дискуссионной площадке.
Автор: Демонова Ярославна Олеговна
Аннотация:
Курс рассчитан на студентов, которые стремятся понять – что такое успех и как его достичь? Мы поможем вам правильно определить область профессиональной деятельности, в которой вы можете быть максимально финансово успешны и научим основам тайм-менеджмента. Приступим к практикуму, в ходе которого вы разработаете концепцию своего делового имиджа, овладеете новыми необходимыми навыками анализа и прогнозирования поведения людей и освоите основные техники борьбы с профессиональным выгоранием.
Аннотация:
Курс «Мнемотехники: искусство запоминания» направлен на развитие памяти у обучающихся путем формирования у них специальных приемов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имен собственных и т.д.), а также развитие творческих способностей.
Вы узнаете:
-
Основы мнемотехники;
-
Способы запоминания информации.
Вы научитесь:
-
Применять способы запоминания информации;
-
Выбирать наиболее эффективные способы и приемы для запоминания конкретной информации.
Вы овладеете:
-
Упражнениями на развитие памяти;
-
Играми для развития памяти.
Примерный тематический план курса:
Раздел 1. Теоретические основы мнемотехники:
-
Мнемотехника: теоретические аспекты
-
Строение и функционирование мозга
Раздел 2. Практическая часть:
-
Разбор мнемотехники
-
Упражнения на развитие памяти
-
Развитие периферийного зрения
-
Устранение просодических нарушений
-
Развитие внутренней речи
Раздел 3. Методическая часть:
3.1 Примеры игр и заданий для памяти
3.2 Цикл упражнений «зарядка для мозга»
Автор: Багадирова Сусанна Кимовна, доцент кафедры ТОФВ, ИФК и дзюдо
Аннотация:
Для современного мира характерно быстрое развитие технологий и глобализация экономики. В этих условиях инновации играют все более значимую роль практически во всех сферах жизни. В связи с этим инновационный подход в современном мире является основой конкурентоспособности и позволяет быть успешным тем, кто хорошо ориентируется в инновационных процессах в условиях жесткой конкурентности. Данный курс дает представление о том, что такое инновация (псевдоинновация), каковы причины возникновения сопротивления инновациям, какие существуют модели психологической поддержки внедрения инноваций, каковы факторы, условия и методы преодоления сопротивления инновациям. Также обучение на курсе позволит узнать свой собственный инновационный потенциал, сформировать умение разработать инновационный подход в решении конкретной, пусть даже не глобальной, проблемной задачи, что позволит обучающемуся стать более конкурентоспособным и успешным
Объем дисциплины - 4 з.е.
- 32 часа аудиторных занятий,
- Лекции - 16 часов,
- практические занятия - 16 часов,
- форма контроля – зачет.
- График реализация – 4 семестр.
Цель курса
Цель освоения дисциплины заключается в усвоении теоретических и практических основ комплекса знаний и умений, необходимых для успешной реализации инновационных продуктов.
Планируемые результаты обучения:
В результате освоения дисциплины у студентов будут сформированы теоретические знания и практические умения в области инноватики. Студенты изучат применяемый в практике понятийно-категориальный аппарат в области инновационной деятельности, получат представления о составе и закономерностях инноваций, о факторах, определяющих инновационное развитие организаций и общества. Изучат основные понятия и методы инновационного прогнозирования и приобретут практические навыки в области анализа проблем и внедрения инноваций. Освоение этого курса позволит развить интерес к содержанию инновационной деятельности, к ее связи с наукой, развить умения ориентироваться, в сущности, и основных видах инновационной деятельности, развить креативное мышление как основы включения в инновационную деятельность.
Наименование разделов (тем) дисциплины:
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ СУТИ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ
- Тема 1. Инновационное поведение: понятие и сущность.
- Понятие и сущность инновационного поведения
- Анализ подходов к понятию «инновационное поведение»
Тема 2. Причины сопротивления изменениям: форма, уровень проявления, характер источника сопротивления.
- Причины возникновения сопротивления инновациям
- Форма, уровень, характер проявления сопротивления изменениям
- Результаты сопротивления изменениям
Тема 3. Модель психологической поддержки организационных изменений.
- Силы, поддерживающие равновесие в организации, которая недавно претерпела серьезные изменения по К. Левину
- Последовательность и характеристика этапов процесса изменений: «размораживание», «движение», «замораживание».
- Модель жизненного цикла организации Лэрри Грейнера. Участие работников в управлении. Разделение полномочий. Односторонние действия. Делегирование полномочий.
Тема 4. Факторы, условия и методы преодоления сопротивления инновациям.
- Факторы преодоления сопротивления изменениям
- Условия снижения негативных аспектов принудительного нововведения
- Методы преодоления сопротивления инновациям
РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Тема 5. Методы изучения инновационного потенциала личности
- Опросник «Стратегии инновационного поведения» (Багадирова С.К.)
- Определение социальной креативности личности (А.В Батаршев)
- Опросник «Стили мышления»
- Результаты тестирования по опроснику «Личностные факторы принятия решений» (Т.В. Корниловой)
- Результаты тестирования по Мельбурнскому опроснику принятия решений (адаптация Т.В. Корниловой)
- Шкала толерантности к неопределённости МакЛейна
- (версия Е.Г. Луковицкой)
- Новый опросник толерантности - интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова)
- Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник).
- Оценка уровня творческого потенциала личности ( А.С. Шаров)
- Методика изучения особенностей проявления инновационного потенциала личности Власенко Ю.А., Калина В.К.
- Методика «Личностная готовность к переменам» (PCRS)
Тема 6. Кейс задача: разработка инновационного решения.
Данный исследовательский проект предполагает разработку инновационного подхода в решении конкретной проблемной задачи в университете.
Цель проекта: Целью проекта является разработка инновационного подхода в решении конкретной проблемной задачи в университете.
Целевая аудитория: Студенты, заинтересованные в разработке инновационных решений.
Задачи проекта:
1. Провести анализ кейсов, связанных с похожими задачами.
2. Выявить основные успешные и неуспешные стратегии решения подобных задач.
3. Разработать инновационное решение на основе лучших практик из кейсов.
Распределение ролей в проекте: Аналитик, исследователь, эксперт.
Ресурсы для реализации проекта: доступ к сети Интернет, литературным источникам, к экспертам.
Продукт, который студент должен предоставить для оценивания. Исследовательский отчет, содержащий анализ ситуации, предложенное инновационное решение и обоснование его эффективности.
Аннотация:
Сегодня привычное понятие «физкультура» заменил более броский термин – «фитнес». Фитнес потеснил аэробику, и она стала лишь частью фитнеса. Фитнес — это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес – это увлекательные и полезные занятия физической культурой для людей разных возрастов. Достижения фитнеса столь очевидны, что его признает и официальная медицина. К фитнес-тренингу, одним из ключевых звеньев которого является релаксация, прибегают психоневрологи и психиатры. В наше время трудно найти титулованного атлета, который бы не включал в свою тренировочную программу силовые упражнения с отягощениями и аэробику, позаимствованные из фитнеса. Стремление к хорошему здоровью, внешней привлекательности, мышечной силе и уверенности в себе живет в каждом человеке. Интенсивный темп жизни XXI в. подтверждает, что без физической культуры не обойтись и сегодня. И не случайно одним из самых популярных видов оздоровительной физической нагрузки стал фитнес. Фитнес позволяет создать не только внешнюю привлекательность, он формирует силу, выносливость, регулярные занятия фитнесом стимулируют обмен веществ, является профилактикой сердечно-сосудистых недугов, продлевает молодость, формирует умение владеть собой и т.д. Фитнес сегодня – это социальное явление. Он способен уберечь от разрушительных для здоровья социальных, экологических и иных катаклизмов. Занятия фитнесом – одно из самых эффективных средств борьбы со стрессами. Регулярные фитнес-тренировки улучшают самочувствие, снимают нервное напряжение, а значит, продлевают жизнь, а также дают возможность постоянно совершенствовать морфофункциональный статус человека. Именно поэтому данный курс является актуальным, а каждому студенту необходимо знать основы оздоровительного фитнеса.
Объем дисциплины - 4 ЗЕТ,
- 32 часа аудиторных занятий,
- Лекции - 16 часов,
- практические занятия - 16 часов,
- форма контроля – зачет.
- График реализация – 4 семестр.
Цель курса:
Сформировать представление у студентов о технологиях фитнеса как средства физического воспитания.
Планируемые результаты обучения:
Знать:
- основные этапы развития фитнеса в России и в мире;
- классификацию и общую характеристику направлений фитнес-аэробики ее организационно-методические направления;
- методику обучения двигательным действиям, развития физических и других способностей и воспитания личности в процессе занятий;
- технику безопасности при проведении занятий фитнесом.
Уметь:
- планировать, анализировать и оценивать эффективность занятий фитнесом, своевременно вносить соответствую коррективы;
- видеть, выявлять, наблюдать и исправлять ошибки в технике двигательных действий;
- показать и объяснить отдельные упражнения, составить отдельный комплекс упражнений.
Владеть:
- теоретическими и практическими основами методики проведения фитнес тренировки;
- методами развития физических качеств; − методикой исправления ошибок, корректировки техники и ее совершенствования;
- практическими умениями и навыками техники выполнения двигательных действий.
Наименование разделов (тем) дисциплины
РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ФИТНЕСА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Тема 1. История возникновения и развития фитнеса
- 1.Истоки зарождения фитнеса
- 2. Задачи и направления в современном фитнесе
Тема 2. Классификация и общая характеристика направлений фитнес-аэробики ее организационно-методические направления.
- 1.Лечебно-реабилитационное.
- 2. Адаптивное направление.
- 3. Рекреативное направление.
- 4. Кондиционно-профилактические направления.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ФИТНЕСА
Тема 3. Основы степ-аэробики.
Тема 4. Основы слайд-аэробики.
Тема 5. Пилатес.
Тема 6. Калланетика.
Тема 7. Шейпинг.
Тема 8. Аэробика с мячом. Фитбол-аэробика.
Тема 9. УШУ тай цзы цюань (дыхательная гимнастика).
Аннотация:
Курс «Инвестиции с нуля» ориентирован на новичков, которые хотят начать разбираться в работе фондового рынка РФ, узнать, как приумножить капитал с помощью вложений в акции, облигации и другие финансовые инструменты, ставить финансовые цели в инвестировании, оценивать риски и доходность вложений, формировать инвестиционный портфель, покупать и продавать ценные бумаги; открывать счета, отчитываться по налогам. На курсе студенты получат базу знаний, которой будет достаточно, чтобы сделать первый шаг в инвестировании. Он развивает как теоретические, так и практические основы для всестороннего понимания основных принципов управления инвестициями, создания личных сбережений и капитала. И все это через познавательные лекции и интересную практическую работу с анализом практических ситуаций и имитационных моделей.
Объем дисциплины - 4 ЗЕТ,
- 32 часа аудиторных занятий, в Т.ч.:
- лекции - 16 часов,
- практические занятия — 16 часов,
- форма контроля - зачет (4 семестр).
Цель курса
Предоставить студентам необходимые знания и навыки для принятия обоснованных финансовых решений и достижения своих инвестиционных целей. Мотивировать студентов начать инвестиционную деятельность и формировать пассивные источники дохода Курс «Инвестиции с нуля» предназначен для студентов бакалавриата. Он развивает как теоретические, так и практические основы для всестороннего понимания основных принципов управления инвестициями, создания личных сбережений и капитала. Курс будет полезен всем студентам, интересующимся дополнительными источниками создания пассивного капитала и эффективным управлением личными сбережениями.
В результате освоения дисциплины студент должен:Знать:
- основные понятия, связанные с финансовыми рынками;
- методы формирования и управления инвестиционным портфелем;
- оценивать риски, связанные с различными видами инвестиций;
- разрабатывать стратегию инвестирования и принимать обоснованные решения об инвестировании.
- навыками применения различных стратегий инвестирования.
Краткое описание разделов (тем) курса
Раздел 1. Знакомство с финансовыми рынками
- 1.Как устроен рынок
- 2.Выбор брокера
- 3.Налогообложение инвестиций
- 4.Акции
- 5.Облигации
- 6. ПИФы
- 7.Валютные инвестиции
Раздел 2. Портфельное инвестирование
- 1. Показатели оценки доходности
- 2. Управление рисками
- 3. Принципы портфельного инвестирования
- 4. Примеры портфелей
- 5. Фундаментальный анализ
Раздел 3. Основы технического анализа
- 1.Фундаментальный анализ
- 2.Уровни тренда
- 3.Основные понятия в техническом анализе
- 4.Индикаторы и осцилляторы
- 5.Индикаторы и осцилляторы
Раздел 4. Биржевая торговля
- 1.Торговля внутри дня
- 2.Стоп приказы
- 3.Иные способы торговли
- Уракова Ф.К. - доктор пед.наук, доцент, профессор кафедры предметной и профессиональной подготовки педагога
- Жажева Д.Д. – кандидат пед.наук, доцент кафедры предметной и профессиональной подготовки педагога
- Пханаева С.Н. - кандидат пед.наук, доцент кафедры предметной и профессиональной подготовки педагога
Междисциплинарный курс "Лингвистические теории и концепции культурного интеллекта" максимально ориентирован на серьезный разговор о культурно значимых языковых единицах, выражаемых ими оценках и вызываемых ими эмоциях; учит интерпретировать лингвистические теории и концепции применительно к концепту «культурный интеллект».
Прикладное значение курса «Лингвистические теории и концепции культурного интеллекта» связано с необходимостью сформировать научное представление о коммуникативном поведении, как компоненте национального поведения лингвокультурной общности;
-
ознакомить студентов с основами прикладной лингвистики в России и за рубежом;
-
рассмотреть лингвистические аспекты и лингвистический инструментарий речевого воздействия;
-
научить решать лингвистические задачи, связанные с моделированием элементов искусственных и естественных языков;
-
рассмотреть теоретические и методические аспекты культурного интеллекта, значение которого возрастает в современном мире в межкультурной коммуникации, в частности, этническая идентичность, требующих новых исследований в контексте их взаимосвязи с культурным интеллектом.
Реализация междисциплинарной интеграции в вузовском курсе «Лингвистические теории и концепции культурного интеллекта» позволяет сформировать навыки и умения правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения; обеспечивает синтез речевого, профессионального, интеллектуального развития студентов, а также освоение ими ценностных ориентиров будущей профессии; дает возможность более полно реализовать метапредметную функцию русского языка в вузовском образовании и максимально подчинить процесс обучения коммуникативным потребностям будущей профессиональной деятельности.
Объем дисциплины – 144 ч./4 з.е.;
- контактная работа – 32 ч.:
- Лекции – 16 ч.,
- занятия практического типа – 16 ч.,
- СР – 112 ч.
- Форма промежуточного контроля: зачет, семестр 3
Наименование разделов (модулей) дисциплины
1. Методологический модуль: парадигма современного гуманитарного знания
- Язык и сознание. Язык и эмоции.
- Понятие лингвокультуры. Универсальное и культурное в языке.
- Картина мира и языковая картина мира, их соотношение и моделирование.
- Категория культурного шока и ее объяснение с позиций отечественной психолингвистики. Лингвистический шок.
- Проблемы моно- и межкультурной коммуникации.
- Стереотипы как ментальные когнитивные феномены.
- Языковая личность (ее модели), вторичная языковая личность и ее лингвокультурная компетентность.
- Вербальная и невербальная составляющие коммуникации сквозь призму разных лингвокультур.
2. Методологический модуль: теоретический и методический аспекты изучения культурного интеллекта
- Культура, культурный интеллект и культурная грамотность.
- Влияние культурной грамотности на коммуникацию. Принципы отбора культурных знаний.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в свете культурной антропологии.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в свете этнопсихологии.
- Культурный интеллект и культурная грамотность в различных профессиональных сферах. Культурный интеллект и культурная грамотность в информационном обществе.
- Национально-культурная специфичность и традиционные ценности как элементы формирования культурной идентичности.
- Стратегии формирования культурной идентичности.
- Культурный интеллект: самопрезентация и презентация.
- Богус М.Б., д-р пед.наук, доцент, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий
Формируемые на элективном курсе компетенции по планированию, организации и проведению мероприятий являются одними из актуальных способностей в профессиональной деятельности на современном этапе. Профессиональная трудовая деятельность насыщена мероприятиями разного характера и ответственность за их проведение возлагается на сотрудников – выпускников вуза. Студенты не овладевают данными способностями во время обучения вузе и формируют их самостоятельно в процессе трудовой деятельности. В связи с этим, представляется правомерным включение в образовательную программу в вузе элективного курса по ивент-менеджменту, что будет способствовать повышению социально-трудовой адаптированности и конкурентоспособности студентов – будущих представителей трудовых коллективов.
Объем дисциплины – 144 ч./4 з.е.;
- контактная работа – 32 ч.:
- Лекции – 16 ч.,
- занятия практического типа – 16 ч.,
- СР – 112 ч.
- Форма промежуточного контроля: зачет, семестр 3
Наименование разделов (модулей) дисциплины
1. Ивент-менеджмент: понятие и сущность деятельности
- Сущность и ключевые понятия ивент -менеджмент
- Менеджмент специальных событий в сфере образования и культуры. Ивент как креатив. Ивент как проект
2. Классификация мероприятий. Подготовка и проведение ивент - мероприятий
- Классификация и виды мероприятий
- Подготовка и планирование мероприятия. Проведение мероприятия
3. Практика организации специальных событий
- Технологии проведения образовательных и научных мероприятий
- Технологии проведения культурных торжеств
4. Управление мероприятием. Оценка эффективности мероприятия
- Управление мероприятием
- Оценка эффективности ивентмероприятий
Аннотация:
Объем дисциплины - 4 ЗЕТ,
- 32 часа аудиторных занятий,
- Лекции - 16 часов,
- практические занятия - 16 часов,
- форма контроля – зачет.
- График реализация – 4 семестр.
Цель:
сформировать у студентов компетентность в целеполагании.
Задачи:
- Повысить уровень понимания важности владения и мотивации применения на практике навыков целеполагания.
- Сформировать представление у студентов о сущности процессов целеполагания и целеосуществления.
- Освоить технологии и принципы целеполагания.
Результатом прохождения курса должны стать наличие у студентов следующих компетенций:
- Знает и применяет на практике принципы и способы формулирования целей.
- Умеет прогнозировать, операционально и диагностично задавать результаты целенаправленной деятельности.
- Умеет определять способы достижения целей: анализировать условия и распределять ресурсы, необходимые для достижения цели.
- Способен осуществить анализ соответствия достигнутого результата запланированной цели.
РАЗДЕЛ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.
Тема 1. Роль целеполагания в произвольной регуляции деятельности. Проблемы постановки целей.
- 1.Роль целеполагания в произвольной регуляции деятельности.
- 2.Проблемы постановки целей.
- Практическое занятие 1.
- Задания к теме.
Тема 2.Способы целеполагания
- Интуитивный поиск цели
- Изобретение цели
- Метод «вычисления»
- Практическое занятие 2.
- Упражнения к теме.
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ.
Тема 3. Методики постановки целей.
- SMART методика постановки цели
- Проектная система постановки целей
- (по Г. А. Архангельскому)
- системы контекстов (или контекстного планирования)
- Пирамида Б. Франклина
- Матрица Д.Эйзенхауэра в планировании срочных и менее срочных целей
- Метод активации правого полушария Т. Бьюзен
- Практическое занятие 3.
- Упражнения к теме.
Тема 4. Оценка прогресса на пути достижения целей.
- 1. Средства целеосуществления. Способы и условия достижения цели.
- 2. Определение критериев достижения целей. Контрольная точка.
- Практическое занятие 4.
- Упражнения к теме.
Аннотация:
В современном информационном обществе каждый из нас сталкивается с большим объемом документации, которую требуется правильно оформлять и обрабатывать. Поэтому изучение основ делопроизводства становится все более важным и необходимым навыком.
Правильное оформление и обработка документов — это не только требование законодательства, но и инструмент повышения эффективности работы. Организованная и структурированная документация позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск и обработку информации. Кроме того, важно также обеспечить безопасность документов и сохранность информации, что позволяет предотвратить возможные утечки и неблагоприятные последствия для организации.
Освоение основ делопроизводства помогает различным специалистам работать с документацией более эффективно. Оно дает возможность организовать рабочий процесс, оптимизировать его и повысить производительность труда. Правильное оформление и систематизация документов позволяют избежать ошибок и неточностей, способствуют более точному и быстрому принятию решений.
Использование современных информационных технологий также является немаловажным аспектом в делопроизводстве. Это особенно актуально в условиях современной информационной нагрузки.
Итак, важность изучения основ делопроизводства неоспорима. Это позволяет работать с документами более эффективно, сохранять информацию надежно и обеспечивать доступ к ней. Освоение данной области знаний помогает организовать рабочий процесс, снизить затраты времени и ресурсов, а также повысить производительность труда.
Мир меняется и развивается, и умение работать с информацией является одним из ключевых навыков успешного профессионала.
Сегодня специалисты, которые владеют знаниями по данному курсу, очень востребованы, а потому курс будет актуален всегда.
ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целью освоения дисциплины «Документационное обеспечение профессиональной деятельности» является формирование у обучающегося навыков документирования и организации работы с документами в процессе осуществления ими управленческих функций
Задачи:
- изучение основных понятий документационного обеспечения управления;
- ознакомить студентов с основными видами нормативных документов, создаваемых или применяемых в организации;
- формирование умений оформления основных видов нормативных документов;
- ознакомить студентов с порядком использования нормативной документации в рамках делового общения, публичных выступлений, проведения переговоров, совещаний, осуществления деловой переписки и поддерживания электронных коммуникаций;
- изучение принципов организации документооборота в организации;
- формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области административно-управленческой и офисной деятельности.
Для успешного освоения дисциплины слушатель должен:
- знать и понимать нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы работы с документами в организации по законодательству Российской Федерации; обязанности участников отношений, возникающих в процессе осуществления документооборота; особенности обеспечения защиты конфиденциальной информации, содержащейся в документах;
- уметь определять правовой статус обрабатываемых документов;
- применять на практике основы правового обеспечения процедур документооборота;
- на основе полученных знаний и приобретенных навыков составлять основные виды документов, требуемых в процессе осуществления должностных обязанностей;
- уверенно применять правила ведения работы с документами.
Слушатель, успешно завершивший обучение по данному курсу, может выполнять следующие трудовые функции:
- организация работы с документами;
- организация текущего хранения документов;
- организация обработки дел для последующего хранения;
Учебно-тематический план
1. Введение в делопроизводство. Современное государственное регулирование делопроизводства
- Цели, задачи и принципы делопроизводства. История делопроизводства как науки. Предмет и задачи курса. Краткий обзор литературы и источников по данному курсу. Понятие о корреспонденции и делопроизводстве. Логическая структура дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, межпредметные связи.
- Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) – свод правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами на предприятиях различных организационно – правовых форм.
2. Правила составления и оформления документов
- Понятие «бланк документа». Виды бланков: общий бланк, бланк письма, бланк конкретного вида документа, должностной бланк. Правила оформления, изготовления, учета, использования и хранения бланков организации.
- Основные реквизиты документа, их классификация, правила оформления в соответствии с ГОСТ. Формуляр и бланк документа.
3. Организационно-распорядительные документы
- УСОРД – унифицированная система организационно – распорядительной документации: состав, области ее применения. Организационные документы, их назначение, формуляры – образцы. Процедура составления и оформления организационных документов. Область применения организационных документов. Использование унифицированных форм.
- Распорядительные документы, их назначение, формуляры – образцы. Процедура составления и оформления организационных документов. Область применения распорядительных документов. Использование унифицированных форм.
4. Система информационно-справочной документации
- Информационно-справочные документы: их назначение, формуляры-образцы. Процедура составления и оформления информационно-справочных документов. Область применения информационно-справочных документов. Использование унифицированных форм.
5. Систематизация и хранение управленческих документов
- Порядок организации контроля исполнения документов. Виды и формы контроля. Ответственность.
- Экспертиза ценности документов. Подготовка дел к сдачи в ведомственный архив. Законодательные акты и нормативно-методические документы Федеральной архивной службы России по архивному хранению документов.
Автор: Ф.К. Тугуз, кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор кафедры теоретической физики инженерно-физического факультета
Аннотация курса:
Элективный курс «Биофизика для всех и физика в биологии и медицине» рассчитан на студентов направлений подготовки, реализуемых в НОК «Институт живых систем и инженерии здоровья» и основан на знаниях и умениях, полученных при изучении физики и биологии в средней школе.
Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением знаний по биофизике, медицинской и биологической физике и биологии современному человеку для понимания процессов происходящих в биологических системах, в том числе человеческом организме, для представления о физической основе современных методов диагностики и лечения, для формирования культуры ЗОЖ и БЖ
Курс рассчитан на 2 з.е , аудиторные занятия 2 ч в неделю. 36 аудиторных часов
Занятия лекционного и семинарского типа, самостоятельная работа, форма контроля – зачет
Цель элективного курса: формирование представлений о единстве природы и наук о ней, о том, что физические законы лежат в основе многих процессов в живых системах, методов их исследования, а также многих лечебных и диагностических процедур.
Задачи курса
- Создание единой картины познания физического и биологического мира.
- Формирование понимания физической основы процессов в живых системах и организме человека
- Формирование представлений о физических явлениях, лежащих в основе исследования живых систем, в том числе организма человека,
- Формирование понимания воздействия природных и техногенных физических факторов на живые системы
- расширение кругозора в области современных диагностических и лечебных методов, имеющих физическую основу
- повышение культуры отношения к здоровью и безопасности жизни
Содержание курса опирается на предварительную подготовку обучающихся по предметам естественнонаучного цикла (физика, химия, биология, математика) в пределах уровня общего среднего образования для базового уровня.
Примерный тематический план курса:
Номер и наименование темы |
Содержание |
Объем в часах |
|||
---|---|---|---|---|---|
Всего |
ЛР |
ПЗ |
СРС |
||
Тема 1. Биофизика как наука. |
Место биофизики в естествознании. Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и биологической физике. Исторические межнаучные связи: физики и медицины, физики и биологии, физики и химии. Место человека в биосфере. |
4 |
4 |
|
4 |
Тема 2. Физическая природа процессов в живых системах. |
Механические характеристики, биомеханика, кинематика и
энергетика движений человека и животных. Процессы в клетке. Перенос веществ.
Электрические потенциалы в живых системах. Электическая активность тканей и
органов. Работа сердца - физическая
основа. Гидродинамическая и электрическая модели кровообращения. Гемодинамика.
Биофизика зрения. Биоритмы. 10 часов |
8 |
6 |
2 |
8 |
Тема 3. Человек и физические поля окружающего мира. |
Собственные физические поля организма
человека. Природные факторы физической
природы и воздействие их на живое и на человека (электрическое, магнитное
поля Земли, космическое излучение, атмосферное давление, радиация. гравитация
и т.д.). |
8 |
6 |
2 |
8 |
Тема 4. Физические основы методик исследования биообъектов, диагностики и лечения |
Особенности влияния техногенных факторов на биообъекты. Воздействие на организм ЭМВ, УЗИ, электрического тока, ЭМП, лазеров, сотовая связь и др.). Основы безопасности в условиях насыщенности пространства электромагнитными полями. Физические основы: метода Короткова, применения эффекта Доплра, оптические технологии и т.д. ЭКГ, ЭПР, ЯМР, РСА, УЗИ, рентгеновского, лазерного излучения, методы КТ, МРТ, лучевая терапия т.п. |
8 |
6 |
2 |
8 |
|
36 |
28 |
8 |
36 |
Автор: доцент кафедры музыкального и хореографического искусства, кандидат педагогических наук Митус Ирина Викторовна
Аннотация:
Содержание лекционных занятий опирается на знания, полученные в СОШ при изучении истории, литературы, музыки, искусства, физики.
Курс направлен на развитие видения студентами связи социальных явлений и отражения их в искусстве, получение знаний по эволюции искусства, связи социальных событий, материально-технического развития в социуме, и их влияния на появление различных художественных приемов, расширение тематики. Особенно это востребовано на данном этапе, когда студенты не видят, не показывают понимания проводимых Россией мероприятий СВО. Обращение к произведениям искусства, отражающим традиции, историю, социальное развитие, будут способствовать развитию патриотических чувств обучающихся.
Опора на развитие soft skills включает в себя критическое и креативное мышление, умение взаимодействовать с обучающимися других направленностей, а также грамотность в широком смысле. Это повысит статус студента АГУ для работодателя.
Обращение к синтетическим темам позволяет обучающимся активизировать свои знания, развивать коммуникативные навыки, расширять гражданско-патриотическое сознание, сформировать навыки просветительской деятельности в своей области.
Вы сможете:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, семьянина;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- иметь представление об эволюции и системах социальных норм и ценностей в России, западном и восточном мире.
Авторы: И.Г. Тхаркахова, доцент кафедры Экономики и финансов; Т.А. Силина, доцент кафедры Экономики и финансов.
Аннотация:
Начинающим предпринимателям необходима навигация, поддержка и ориентиры, чтобы адаптироваться и определиться в точном направлении с самых первых шагов в бизнесе, ведь это является ключевыми аспектами в определении выбранного вида деятельности и способов достижения результатов дела, а возможно и определением для понимания профессиональной дороги всей своей жизни.
Цель дисциплины — формирование системы знаний, развитие умений и навыков необходимых для принятия обоснованных экономических решений связанных с формированием профессиональной траектории в форме личного и/или семейного бизнеса, определения оптимальных способов его организации, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
Вы овладеете:
- навыками самостоятельно поиска и использования необходимые для организации и ведения личного и семейного бизнеса нормативно-правовых актов;
- навыками оценки имеющихся и необходимых ресурсов, поиска их источников;
- навыками выявления имеющихся рисков и ограничений;
- навыками определения оптимальных для личного и семейного бизнеса систем ведения учета и налогообложения;
- навыками работы в команде.
Сможете:
- разбираться в типах и формах организации бизнеса;
- организовать бизнес, включая выбор формы участия в предпринимательской деятельности
- создавать учетно-информационную базу функционирования бизнеса с использованием специализированных программ и систем (Гарант, СБИС, Контур, 1С);
- составлять бизнес-план будущей фирмы;
- ориентироваться на рынке финансовых услуг и продуктов, предназначенных для личного и семейного бизнеса.
Наименование разделов (тем) дисциплины |
Краткое описание разделов (тем) дисциплины (по лекциям/практическим (семинарским) занятиям) |
---|---|
Раздел 1. Организация предпринимательской деятельности |
После изучения данного раздела обучающиеся смогут ответить на такие вопросы как: с чего начать предпринимательскую деятельность; кто такие индивидуальные предприниматели, а что такое коммерческая организация; в чем особенности стартапа и социального предпринимательства; как создать и зарегистрировать свою фирму; как выбранный вид деятельности влияет на организационные моменты бизнеса; как организовать и оформить взаимоотношения с наемными работниками, партнерами. Помимо теоретического материала обучающиеся приобретут практические навыки в сфере организации предпринимательства. |
Раздел 2. Финансовые основы организации личного и семейного бизнеса
|
Организация собственного бизнеса, его успешное развитие в первую очередь связана с умением правильно сформировать его финансовую основу. В результате изучения данного раздела курса обучающиеся узнают особенности привлечения капитала из различных источников, инструменты мониторинга реализации финансового плана и оценки результатов ведения бизнеса; выделят основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для личного и семейного бизнеса; познакомятся с отдельными решениями по автоматизации финансовых операций личного и семейного бизнеса; научатся оптимизировать риски личного и семейного бизнеса. А также в ходе выполнения итогового проекта сформулируют цели, выберут оптимальную для своего бизнеса систему налогообложения и составят финансовый план развития бизнеса. |
Раздел 3.Учет и налогообложение |
В результате изучения данного раздела курса обучающиеся узнают особенности налогообложения личного и семейного бизнеса, способы и формы организации учета; научатся оптимизировать налоговую нагрузку и отражать в учете свою предпринимательскую деятельность в соответствии с требованиями законодательства, применять специальные программы и системы для автоматизации ведения учета и представления налоговой отчетности. В ходе выполнения итогового проекта выберут оптимальную для своего бизнеса систему налогообложения; оцените риски и экономические последствия принимаемых решений. |
Раздел 4. Фриланс: сам себе руководитель – работа будущего |
Благодаря изучению раздела обучающиеся будут иметь четкое представление об основных положениях, принципах и понятиях работы фрилансера, о системе нормативно-правового регулирования различных правоотношений, возникающих в данной сфере, налогового регулирования и возможностях дальнейшего развития и преобразования фриланса в малый бизнес. Изучение данного раздела курса поможет систематизировать сведения о перспективах и особенностях работы фрилансера с учетом возможностей различных профессиональных сфер. |
Автор: профессор А.Н. Соколова
Аннотация:
«Движущаяся» информация нужна в социальной, промышленной и торговой рекламе, в распространении художественной продукции (песен, стихов, литературных произведений, живописного, музыкального, театрального искусства), в просвещении различных слоев населения и проч. «Клипмейкинг» научит вас:
- создавать креативные идеи;
- знать основы режиссуры и звукорежиссуры;
- проводить съемку на 4-5 камер;
- ставить свет для съемок;
- проводить монтаж отснятого материала;
- работать в команде;
- понять особенности восприятия клипа;
- организовывать презентации клипов и трейлеров.
Курс формирует креативные компетенции. Предназначен для тех, кто имеет определенный опыт, и для новичков. Начинающие клипмейкеры, по данным «Яндекс-Услуги», зарабатывает от 30000 до 50000 руб. за клип.
Примерный тематический план курса.
Краткое описание разделов (тем) дисциплины:
Раздел 1. Феномен креативности (лекия).
Раздел 2. Сценарное мастерство. Раскладка сценария (лекции и практические занятия). Постановочная работа.
Раздел 3. Режиссура (лекции и практические занятия).
Раздел 4. Звукорежиссура. Музыкальное оформление (лекции и практические занятия).
Раздел 5. Свет (лекции и практические занятия).
Раздел 6. Искусство монтажа (лекции и практические занятия).
Раздел 7. Продвижение продукта (лекции и практические занятия).