→
Профессор Б.Р. Напцок
Содержание дисциплины: «История литературы Англии»
Форма обучения – заочная
Темы лекций и практических занятий
Модуль1 История английской литературы Средних веков
Периодизация литературного процесса в Англии. Поэтика англосаксонского героического эпоса «Беовульф». Жанр народной баллады. Основные циклы шотландских и английских баллад. Средневековый рыцарский роман. Основные циклы рыцарских романов. Романы о Тристане и Изольде в книге Т. Мэлори «Смерть Артура».
Предвозрождение (Проторенессанс) в Англии. Два направления в развитии английской литературы: У. Ленгленд и Дж. Чосер. Жанровое и художественное своеобразие «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера.
2. Модуль 2: английская литература Эпохи Возрождения
Этапы английского Возрождения. Творчество Т. Мора. «Утопия» как источник жанра утопии в новой европейской литературе. Высокое Возрождение в Англии. Своеобразие английского сонета. Своеобразие ренессансной драматургии университетских умов».
Жизнь и творчество У. Шекспира. Своеобразие лирики и ранней драматургии Шекспира. Специфика комедий. Магистральные сюжеты трагедий У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Гамлет
Модуль 3: английская литература XVII в.
Характеристика литературного процесса в Англии XVII в. «Метафизическая школа» в английской поэзии: Дж. Донн и его последователи. Поэма Дж. Милтона «Потерянный рай» в контексте английской литературы XVII в. Художественное своеобразие поэмы «Потерянный рай».
Модуль 4: литература английского Просвещения.
Английский просветительский роман: «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Кларисса» С. Ричардсона. Своеобразие творчества Г. Филдинга. Сентиментализм как литературное направление в Англии XVIII в. Поэтическое творчество английских поэтов-сентименталистов. Роман «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна как произведение английского сентиментализма.
Модуль 5: английская литература XIX в. Романтизм.
Английский романтизм. Становление романтической традиции в творчестве У. Блейка. Творчество поэтов «Озерной школы» – У. Вордсворта, С. Колриджа, Р. Саути. Творчество Дж. Г. Байрона. Поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», лирика. Специфика романтического творчества П.Б. Шелли и Дж. Китса. Создание и развитие В. Скоттом жанра исторического романа.
Модуль 6: английская литература XIX века. Английский реализм.
Своеобразие развития английской литературы второй полов. XIX в. Особенности развития английского реализма в Англии. Творчество Дж. Остин. Творчество Ч. Диккенса. Художественное и жанровое своеобразие романов «Посмертные записки Пиквикского клуба», Приключения Оливера Твиста», цикла «Рождественские рассказы» и др. произведений.
Своеобразие творчества У. Теккерея. Роман У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» в контексте английской литературы XIX века. Эстетическое своеобразие английского реализма середины XIX в. Викторианский роман: Ш. Бронте и Эм. Бронте, Дж. Элиот.
Модуль 7: английская литература конца XIX – нач. XX вв.
Характеристика английской литературы конца XIX – нач. XX в. Неоромантизм в Англии: Р.Л. Стивенсон, Дж. Конрад, Р. Киплинг Своеобразие романа Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Эстетизм в Англии. Специфика творчества О. Уайльда: сказки, «Портрет Дориана Грея», стихотворения. Своеобразие драматургии Б. Шоу. Реализм романов Т. Харди («Тэсс из рода Д’Эрбервиллей), Дж Голсуорси («Сага о Форсайтах»).
Подготовка отдельных докладов и рефератов по темам занятий
Примерные темы докладов:
1. Художественные особенности языка англосаксонского героического эпоса «Беовульф».
2. Своеобразие английской баллады.
3. Своеобразие шотландской баллады.
4. Синтез лирических и эпических традиций в кн. Т. Мэлори «Смерть Артура».
5. Реалистическое мастерство Дж. Чосера в «Кентерберийских рассказах».
6. Характеристика английского Возрождения.
7. «Утопия» Т. Мора как источник жанра утопии в новой европейской литературе.
8. Своеобразие английского сонета.
9. Художественные особенности трагедий К. Марло.
10. Специфика исторических хроник У. Шекспира.
11. Магистральный сюжет комедий У. Шекспира.
12. Взаимодействие духовных и светских жанров в творчестве Дж. Донна.
13. Жанровое и художественное своеобразие поэмы Дж. Милтона «Потерянный рай».
14. Особенности английского просветительского романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».
15. Отражение сатирической картины мира в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера».
16. Художественные особенности романа С. Ричардсона «Кларисса».
17. Новаторская теория романа Г. Филдинга. Своеобразие жанра «комической эпопеи в прозе».
18. Поэзия английского сентиментализма. Жанр элегии.
19. Поэзия английского сентиментализма. «Ночная», «кладбищенская» поэзия.
20. «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна как произведение английского сентиментализма.
21. Специфика баллад Р. Саути.
22. Идейное содержание поэмы П.Б. Шелли «Освобожденный Прометей».
23. Художественные особенности романа Дж. Остин «Эмма».
24. Художественное своеобразие романа Ч. Диккенса «Большие надежды».
25. Английская детская проза: Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес».
26. Особенности драматургии О. Уайльда.
27. Проблематика романа «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона.
28. Своеобразие новеллистики Р. Киплинга.
29. Своеобразие рассказа Д. Г. Лоуренса «Запах хризантем».
30. Особенности романа-антиутопии «О дивный новый мир» О. Хаксли.
Промежуточная аттестация
Перечень вопросов к зачету:
1. Национальное своеобразие английской литературы. Поэтика англосаксонского героического эпоса «Беовульф».
2. Жанр народной баллады в Англии. Основные циклы шотландских и английских баллад. Своеобразие баллад о Робине Гуде.
3. Художественные особенности средневекового рыцарского романа. Романы о Тристане и Изольде в книге Т. Мэлори «Смерть Артура».
4. Общая характеристика литературы Предвозрождения в Англии. Жанровое и художественное своеобразие «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера.
5. Основные этапы английского Возрождения. «Утопия» Т. Мора как источник жанра утопии в европейской литературе.
6. Высокое Возрождение в Англии. Своеобразие английского сонета: Т. Уайет, Г.Г. Сарри, Ф. Сидни, Э. Спенсер.
7. Основные этапы жизни и творчества У. Шекспира. Художественные особенности сонетов Шекспира.
8. Художественное своеобразие комедий У. Шекспира (одна комедия по выбору).
9. Художественные особенности трагедий У. Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта».
10. Период «великих трагедий». Магистральный сюжет трагедий. Своеобразие трагедии «Гамлет».
11. «Метафизическая школа» в английской поэзии XVII в. Поэзия Дж. Донна.
12. Поэма Дж. Милтона «Потерянный рай»: жанр, сюжет, проблематика, система образов.
13. Характеристика литературы английского Просвещения. Английский просветительский роман. Художественное своеобразие романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».
14. Жанровое и художественное своеобразие романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера».
15. Период зрелого Просвещения в Англии. Художественные особенности романа С. Ричардсона «Кларисса».
16. Творчество Г. Филдинга. «История Тома Джонса, найденыша» - английский роман зрелого Просвещения.
17. Сентиментализм как литературное направление в Англии XVIII в. Поэзия английских сентименталистов Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея.
18. Английский романтизм: основные этапы развития, формирование новой поэтики, романтического типа творчества. Поэзия У. Блейка (анализ стихотворений).
19. Эстетика и творчество поэтов «Озерной школы»: У. Вордсворта, С. Колриджа и Р. Саути. Своеобразие сборника «Лирические баллады». Предисловие У. Вордсворта – эстетический манифест английского романтизма.
20. Поэма Дж. Г. Байрона. «Паломничество Чайльд Гарольда» - важная веха в истории европейского романтизма (жанр, композиция, проблематика, лирический герой и Чайльд Гарольд).
21. Мотивы лирики Дж. Г. Байрона. Эволюция поэта и его лирического героя (анализ стихотворений).
22. Специфика художественного познания поэзии П.Б. Шелли (анализ стихотворений).
23. Специфика художественного познания поэзии Дж. Китса (анализ стихотворений).
24. Создание и развитие В. Скотта жанра исторического романа. Концепция истории в романе В.Скотта «Айвенго».
25. Творчество Дж. Остин как связующее звено между творчеством романистов эпохи Просвещения и реалистами XIX в. Художественное своеобразие романов «Эмма» или «Чувство и чувствительность» (по выбору).
26. «Приключения Оливера Твиста» – первый «роман воспитания» в творчестве Ч. Диккенса. Мир детства в романе.
27. Особенности художественного метода У. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия» как энциклопедия жизни английского общества. Жанровое и художественное своеобразие романа.
28. Роман Ш. Бронте «Джейн Эйр» в контексте английской литературы XIX века. Новаторский характер романа.
29. О. Уайльд – глава английского эстетизма. Искусство и действительность в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
30. «Сага о Форсайтах» («Собственник») Дж. Голсуорси. Особенности конфликта трилогии. Система образов.
Процедура оценивания обучающихся
Установлены следующие критерии оценки успеваемости студентов в зачетно-экзаменационную сессию при устном ответе (выполнении отдельных заданий).
Критерии оценки ответа:
Оценка «зачтено» выставляется студенту, который
- прочно усвоил предусмотренный программный материал;
- правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;
- показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов
- без ошибок выполнил практическое задание.
Обязательным условием выставленной оценки является правильная речь в быстром или умеренном темпе.
Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать хорошие успехи при выполнении самостоятельной и контрольной работы, систематическая активная работа на семинарских занятиях.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не справился с 50% вопросов и заданий билета, в ответах на другие вопросы допустил существенные ошибки. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем. Целостного представления о взаимосвязях, компонентах, этапах развития культуры у студента нет.
Оценивается качество устной и письменной речи, как и при выставлении положительной оценки.
- Учитель: Напцок Бэлла Радиславовна
- Записанные студенты: На этот курс пока не записан ни один студент