Юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема ораторского мастерства юриста, его красноречия. Современный интерес к юридической риторике вызван интересом не столько как к науке о красноречии‚ сколько как к науке и искусству создания убедительной и действенной речи‚ так как расширение свободы пользования словом предполагает не только владение словом‚ но и способность формировать и доказывать индивидуальный образ оратора. Необходимость введения данного курса определена как насущной задачей формирования высокой речевой культуры будущего юриста‚ так и новым подходом к организации судебного процесса: Конституция Российской Федерации провозгласила равенство всех перед законом и судом‚ презумпцию невиновности‚ право каждого на защиту. В свою очередь‚ правовая реформа‚ проводящаяся ныне в РФ‚ отразилась в ряде законов‚ установив демократический порядок участия сторон в судебном процессе‚ а также в состязательной форме судопроизводства. Действительно‚ только судебный процесс на началах состязательности устанавливает истину в условиях столкновения двух противоположных функций‚ спора‚ борьбы мнений‚ аргументов.
Дисциплина «Ораторское искусство юриста» имеет преимущественно практическую направленность. Главная цель курса – сформировать у студентов-юристов реальное речевое мастерство, выработать систему умений и навыков, необходимых для практического владения эффективной и риторически культурной речью (прежде всего устным словом, хотя в основе курса лежит система общериторических законов и принципов). Вопросы теории и истории ораторского искусства рассматриваются лишь постольку, поскольку это необходимо для понимания сущности основных риторических законов и принципов их практической реализации. На всех этапах предлагаемого курса студенты овладевают системой взаимосвязанных методов риторической деятельности, как аналитических, так и синтетических.
Цель дисциплины: способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений.
Задачи дисциплины:
1) сформировать у обучающихся представление об ораторском искусстве юриста, о совокупности всех его составляющих;
2) представить сущность коммуникации, дать представление о речи как инструменте эффективного общения;
3) сформировать у обучающихся навыки подготовки публичного выступления;
4) научить обучающихся преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи;
5) познакомить обучающихся основами культуры речи, рассмотрев различные ее аспекты.
6) раскрыть специфику судебной риторики.
Показателями компетенций являются:
знания:
теоретические основы реализации разных видов устной коммуникации; типичные ошибки, допускаемые участниками устной коммуникации в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия.
теоретические основы реализации разных видов письменной коммуникации; типичные ошибки, допускаемые участниками письменной коммуникации в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия.
закономерности деятельности оратора в ситуации публичного выступления.
теоретические основы риторики и исторические этапы ее развития.
умения:
ориентироваться в ситуации устного общения и сознательно выбирать языковые средства, речевые приемы и тактики, способствующие эффективной коммуникации.
выбирать стилистику, приемы и способы ведения
официальной и неофициальной
переписки.
• вести дискуссию по
правоприменительной практики,
деловой
вопросам правовой
культуры России.
• применять знание законов, фундаментальных
постулатов, принципов риторики, речевых техник в конкретной ситуации профессионального общения.
навыки:
оценивания достоинств и недостатков собственных и чужих устных высказываний, использования положительного и отрицательного опыта для совершенствования ораторских и связанных с ними профессиональных навыков.
соблюдения норм речевой культуры при ведении официальной и неофициальной деловой переписки.
создания и произнесения публичных речей разных жанров.
ведения дискуссионной речи (формулирование обосновываемых тезисов, аргументации собственных утверждений и опровержения противоположных, предугадывания доводов и аргументов противника в споре).
- Учитель: Светлана Викторовна Савина
- Записанные студенты: 250