Тест "Познавательная сфера психики человека"
Проверочный тест по теме «Познавательная сфера психики человека»
1.Отметьте психические явления, относящиеся к категории познавательных процессов: (Укажите в скобках соответствующие буквы)
а) личность; ж) эмоции;
б) ощущения; з) воображение;
в) память; и) восприятие;
г) мотивы; к) аффект;
д) стресс; л) мышление;
е) воля;
2. Выберите особенности, которые характеризуют:( рядом с цифрой напишите соответствующую букву
1.Ощущение.
2. Восприятие.
3.Память.
4.Мышление.
5.Воображение.
6.Речь
а) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей.
б) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
в) Отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений
окружающего мира.
г) Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств.
д) Отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на
органы чувств.
е) Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков.
ж) Отражение новых образов и мыслей.
щущение (выделите правильные ответы)
1. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:
а) экстероцептивными;
б) интероцептивными;
в) проприоцептивными;
г) интерактивными.
2. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:
а) экстерорецепторами;
б) интерорецепторами;
в) проприорецепторами;
3. К экстерорецептивным относятся ощущения:
а) зрительные;
б) органические;
в) вибрационные;
г) температурные.
4. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т.п. относятся к характеристикам:
а) модальностным;
б) пространственным;
в) временным;
г) интенсивностным.
5. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:
а) качество ощущений;
б) интенсивность ощущений;
в) пространственная локализация раздражителей;
г) длительность ощущений.
6. К основным свойствам ощущений не относится:
а) качество;
б) интенсивность;
в) длительность;
г) объем.
Восприятие (выделите правильные ответы)
1. Выделить те особенности, которые характерны для ощущения и те, которые характерны для восприятия: (Укажите отдельно соответствующие буквы)
а) этот психический процесс включает в себя моторный компонент;
б) это отражение отдельных свойств предмета;
в) для этого процесса необходима встречная активность;
г) он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики;
д) эта способность складывается в течение всей жизни;
е) эта способность дана с рождения;
ж) этот процесс требует работы нескольких анализаторов;
з) этот процесс связан с мышлением.
2. Восприятие – это психический процесс, в котором отражаются…
а) отдельные свойства предметов;
б) предметы и явления в целом;
в) связи и отношения между предметами и явлениями;
г) отношение человека к окружающей действительности.
3. Восприятие часто принято называть:
а) осязанием;
б) апперцепцией;
в) перцепцией;
г) наблюдательностью.
4. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:
а) агнозией;
б) галлюцинацией;
в) иллюзией;
г) бредом.
5. От чего зависит восприятие?
а) от чувствительности органов ощущений и от предшествующего опыта и знаний;
б) от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия;
в) от внимательности наблюдения и способности воспринимающего, его умственного развития;
г) от сосредоточенного выражения лица, изменения частоты дыхания.
6. Какими особенностями отличается восприятие?
а) восприятие- активный процесс, тесно связанный с деятельностью человека;
б) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;
в) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам и явлениям окружающего мира.
г) искаженное отражение окружающего мира.
7.Что называется наблюдательностью?
а) произвольное, планомерное восприятие объектов;
б) форма преднамеренного восприятия;
в) характеризуется большой активностью личности
г) способность замечать в предметах малозаметные, но существенные признаки или свойства.
Память (выделите правильные ответы)
1. Что называется памятью?
а) процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности;
б) процесс отражения предметов и явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств;
в) процесс отражения прошлого опыта путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения;
г) процесс, в результате которого происходит закрепление нового, путем связывания его с прошлым опытом.
2. Произвольное запоминание характеризуется :
а) длительностью сохранения информации;
б) сознательно поставленной целью запомнить информацию;
в) значительным объемом запоминаемой информации;
г) легкостью воспроизведения нужной информации.
3. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую является :
а) ведущий анализатор;
б) предмет деятельности;
в) активность отражения;
г) вид деятельности.
4. Высшим видом памяти считается память:
а) двигательная;
б) образная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
5. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
а) долговременной,
б) эмоциональной,
в) произвольной;
г) механической.
6. Основанием для разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) активность субъекта
г) вид деятельности.
7. Забывание обычно протекает как процесс:
а) произвольный;
б) непроизвольный;
в) послепроизвольный;
г) прогнозируемый.
8. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
а) долговременная;
б) эмоциональная;
в) произвольная;
г) механическая.
9. Сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи, называют … памятью
10. Удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени – это память.
Мышление(выделите правильные ответы)
1. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
2. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
а) сравнением;
б) анализом;
в) синтезом;
г) абстрагированием.
3. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как :
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение;
г) классификация.
4. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) сравнение;
б) анализ;
в) синтез;
г) абстрагирование.
5. В умении проникать в сущность сложных явлений , процессов выражается такое качество мышления , как:
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
6. Широта и глубина мышления – это его :
а) вид;
б) уровень;
в) форма;
г) качество.
7. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления , как :
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
8. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) понятием;
б) суждением;
в) умозаключением;
г) рассуждением.
9. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) понятием;
г) суждением.
Воображение (выделите правильные ответы)
1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется :
а) восприятием;
б) мышлением;
в) воображением;
г) вниманием.
2. Пассивное и активное воображение различают по :
а) по предмету отражения;
б) по форме существования материи;
в) по направленности отражения;
г) по степени психической активности.
3. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:
а) гиперболизация;
б) схематизация;
в) типизация;
г) агглютинация.
4. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:
а) гиперболизацией;
б) схематизацией;
в) типизацией;
г) агглютинацией.
5.Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является :
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
6. Согласно Дж.Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать :
а) пластичным;
б) подвижным;
в) оригинальным;
г) репродуктивным.
7. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение :
а) активное;
б) воссоздающее;
в) пассивное;
г) творческое.
Внимание
1. Сосредоточенность сознание на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:
а) рефлексия;
б) восприятие;
в) внимание;
г) память.
2. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Это направленность:
а) избирательная;
б) рассеянная;
в) рапределенная;
г) наосознаваемая.
3.Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется … … вниманием :
а) непроизвольным;
б) произвольным;
в) послепроизвольным;
г) зрительным.
4. Произвольное внимание характеризуется :
а) интересом
б) отсутствием напряжения;
в) целенаправленностью;
г) легкостью возникновения.
5. Условием возникновения непроизвольного внимания не является :
а) новизна раздражителя;
б) неожиданность раздражителя;
в) интерес человека;
г) усталость человека.
6. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
а) отсутствие цели деятельности;
б) постановка цели деятельности;
в) новизна раздражителя;
г) эмоциональная значимость объекта.
7.О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания , как:
а) концентрация;
б) распределение;
в) устойчивость;
г) избирательность.
8. Степень сосредоточения сознания на объекте - это такой показатель внимания, как :
а) объем;
б) концентрация;
в) распределение;
г) переключение.
9. Сознательный переход внимания от одной деятельности к другой называется:
а) отвлечением внимания;
б) переключением внимания;
в) колебанием внимания;
г)Рассеянностью внимания.
Метод оценивания: Высшая оценка