Знаки-символы коммуникации
Знаки-символы коммуникации
Знак — это элементарная единица кода и, соответственно, содержания коммуникации. В знаке хранится значение, с помощью знака оно передается в коммуникации.
Существует несколько определений знака. Так, влиятельнейший лингвист, один из основателей семиотики Фердинанд де Соссюр понимал под знаком единство плана содержания (означаемого; смысла, связанного в сознании индивида с некоторым предметом, фрагментом реальности) и плана выражения (означающего; материальной формы; звуков, слов, изображений, артефактов).
По мнению Ч.С. Пирса, знак — это то, что представляет (замещает) собой нечто другое, отличающееся от него самого. В этом смысле знак всегда не равен своей форме; он, будучи материальным явлением (последовательностью акустических или визуальных единиц), всегда «о чем-то другом».
Как поясняет Д.П. Гавра, «если, например, в качестве знака выступает лексическая единица — слово, то оно функционирует как соединение понятия и акустической (звуковой) или изобразительной (графической) формы. Форма, изначально акустическая, а затем, после появления письменности, и графическая — это обозначение (название, имя), которое люди договорились присвоить тому или иному психическому конструкту, соответствующему в их сознании определенному предмету. Этот конструкт в лингвистике называют понятием, а в логике концептом»[1].
В этом смысле знаком может быть: слово, изображение, материальный предмет (например, автомобиль, предмет одежды или аксессуар), действие (например, рукопожатие, плевок или взмах рукой), событие (например, встреча кого-либо, находка чего-либо); т.е. все, за чем может быть закреплено некоторое значение. История человеческой коммуникации говорит, что значение может быть закреплено практически за чем угодно, т.е. любой эмпирический (наблюдаемый, ощутимый) объект или действие может приобрести некоторое значение. Собственно, трудности, связанные с человеческой коммуникацией, с точки зрения семиотики, сводятся к проблемам понимания, которые имеют сугубо семиотическую природу: одно и то же значение может быть передано с помощью различных знаковых форм; одна и та же знаковая форма передает различные значения.
Символические знаки строятся на предельно условном отношении между означающим и означаемым. Они не изображают предмет (хотя очень часто их форма напоминает некоторый материальный объект — например, орел, пять колец или серп и молот), не указывают на него, а замещают обозначаемый объект в коммуникации. Это возможно благодаря тому, что коннотативное значение в символьных знаках доминирует над денотативным.
Символические знаки являются основными семиотическими единицами в мифологической, религиозной, идеологической коммуникации, а также в искусстве, рекламе, политике.
Как отмечает В.Б. Кашкин, «символы сами по себе, без знаковой и культурной среды, без сообщества, использующего их по условленным негласным законам, ничего не значат. В то же время не зря говорят, что символы правят миром. Например, любой современный политик выступает на политической арене не как биологический индивид, а как имидж, символ, миф».
Что касается функционирования знаков, особенно в социальном и культурном контекстах, необходимо понимать, что связь означаемого и означающего (формы и содержания, знака и предмета) не является абсолютной ни во временном аспекте, ни в аспекте «истинности». Это изменчивая и достаточно неустойчивая связь, и она не является раз и навсегда установленной.
Изменение культурного регистра, социального контекста, идеологических условий и т.п. неизбежно приводит к изменениям в семиотических системах. Неслучайно периоды слома идеологий в нашей стране сопровождались переименованием улиц, сносом памятников и коррекцией учебников истории, поскольку именно эти объекты выступают в качестве основных символических единиц идеологической системы. В этом смысле, как отмечали многие се- миологи, не существует «правильных» или «неправильных» символов, «правильной» или «неправильной» связи между символическим знаком и предметом.
В то же время некоторые символические знаки, укорененные в социальной среде (социальные символы), прочно ассоциируются в сознании индивидов с определенными смысловыми структурами, и их использование в социальной жизни имеет особую значимость для людей. В этом плане религиозная, мифологическая или идеологическая символика, несмотря на свою условность и произвольность, обладает особой социальной ценностью для тех, кто разделяет соответствующую религию, мифологию или идеология. Их использование в социальной жизни часто достаточно жестко регламентировано (например, в советские времена существовал негласный запрет на изображение В.И. Ленина «непрофессионалами»; в христианской культуре существуют прочные нормы использования религиозной символики — креста, икон; в современном обществе существует запрет на использование свастики и т.д.).
Произвольность знака в этих случаях как бы «игнорируется» индивидами, а сам знак помимо собственно коннотативного символического значения приобретает еще и ярко выраженный ценностный аспект. В результате какой-либо социальный символ (например, национальный флаг, герб, религиозная символика и т.д.) не просто перестает изображать или замещать предмет (теряет свое предметное значение), но начинает выступать в качестве заместителя определенных социальных ценностей.