Тематический план
Введение в учебную дисциплину «Культура речевой коммуникации»
План лекции
1. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Культура речевой коммуникации». Междисциплинарные связи.
2. Основные категории речевой коммуникации: речевая ситуация, речевой акт, речевое общение, речевая коммуникация, речевая деятельность.
3. Понятие коммуникативной компетентности. Атрибуты коммуникативной компетенции. Формализованная и не формализованная коммуникативная компетенция.
4. Функции речевой коммуникации. Роль речевой коммуникации в профессиональной деятельности.
Типы, виды и формы речевой коммуникации
План лекции
1. Типология речевой коммуникации по разным основаниям (по условиям общения, по количеству участников, по цели общения, по характеру ситуации)
2. Виды речевой коммуникации: говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо.
3. Вербальная устная и письменная коммуникация. Невербальная коммуникация (кинесика, такесика, проксемика).
4. Формы коммуникационной деятельности (общение, управление, подражание).
СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. Речевой акт как единица коммуникации.
2. Уровни речевого акта: иллокутивный, локутивный и перформативный акты.
3. Модели речевой коммуникации Экзистенциалистская модель. Бихевиористская модель. Семиотическая модель. (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)
4. Модель коммуникации Якобсона. Основные компоненты структуры речевой коммуникации. Контекст. Код. Адресант и адресат. Референция (сообщение). Обратная связь.
6. Психологические и социально-ролевые структурные компоненты акта речевой коммуникации
ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. Общие черты логически правильной речи: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность речи.
2. Основные принципы логически правильной речи: принцип исключенного третьего, принцип непротиворечия, принцип тождества и принцип достаточного основания.
3. Оценка содержания высказывания адресатами: истинность/ложность, правильность/неправильность, многозначность, неопределенность, недосказанность.
4. Формы мышления и правила оперирования ими.
ЭТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
1. Понятие речевого этикета. Этикет в устной речи: стиль, формулы вежливости и интонация в устной речи.
2. Определение ситуативной уместности/неуместности формул речи. Речевые шаблоны для делового взаимодействия.
3. Социальный символизм этикетных формул речи.
4. Этика письменной речи.
5. Этика слушания.
6. Этика телефонного разговора.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. Понятие личностного и ролевого в общении.
2. Психологические правила и принципы, обеспечивающие эффективность речевой коммуникации.
3. Основные типы коммуникабельности людей.
4. Эго-состояния собеседника и их использование в общении. Теория трансактного анализа.
5. Каналы восприятия и распознавания психологических особенностей собеседника. Основные механизмы восприятия и типичные искажения представлений о собеседнике.
РЕЧЕВОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1. Понятие языковой личности и речевого портрета.
2. Цели речевого портретирования личности.
3. Параметры речевого портретирования личности.
4. Социально-речевой портрет личности. Составные элементы речевого имиджа личности.
5. Методики речевого портретирования.
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
План:
1. Барьеры в общении. Факторы, снижающие качество восприятия речи.
2. Понятие речевой стратегии и тактики.
3. Речевое манипулирование.